Как воспитать ребенка самостоятельным, раскрыть его индивидуальность, развить потенциал, поощрять таланты и при этом не принуждать и не давить на по принципу «так надо, ты должен»? На эти вопросы отвечает методика раннего развития Монтессори. Давайте посмотрим, в чем состоит ее суть, какие есть плюсы и минусы и с чего, собственно, начать.

История появления

Доктор Мария Монтессори — детский педагог и одна из первых итальянских женщин-врачей рубежа XIX-XX веков. Мария любила детей и считала, что в каждом маленьком человечке скрыт огромный потенциал. Главное — найти к нему ключики и раскрыть. Без давления и без требований «ты обязан». 

В начале своей карьеры Мария работала с ребятами с задержкой в развитии. Постепенно доктор поняла, что классический подход к воспитанию и образованию таких особенных деток не работает и придумала свой. И когда метод показал отличные результаты, решила адаптировать его на всех детей. 

В чем суть метода Монтессори? 

Основана методика на том, что дети развиваются самостоятельно в специализированной, подготовленной среде. Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне это сделать самому». Это означает, что взрослый человек узнает потребности и интересы ребенка, создает для него среду и помогает ему в ней освоиться и развиваться.  

Огромное значение на развитие и становление малыша оказывает именно взрослый человек и окружающая среда. При этом важно, чтобы родитель или учитель выступал в роли наблюдателя и помощника, а не строгого ментора. Задача старших — поддерживать ребенка (порой буквально, на различных спортивных тренажерах типа радуги-качалки), но чаще морально. И заодно создавать основу для интересных занятий и ненавязчиво учить пользоваться монтессори-средой. 

Таким образом, при помощи взрослого ребенок находит свой собственный путь развития и раскрывает в себе способности и таланты. 

Из чего складывается методика

В основе системы, построенной доктором Монтессори, следующие положения. 

Окружающая среда

«Детей учит то, что их окружает» — одна из главных заповедей Марии Монтессори и основная суть ее методики. 

Мария обнаружила, что малыши лучше всего обучаются с помощью своих органов чувств и физической активности. Мозг активно впитывает все аспекты окружающей среды. 

Поэтому основное внимание в системе отдается развитию чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса и т.п.). Различные монтессори-материалы стимулируют воображение, а взрослый действует как проводник, не вмешиваясь в самообучение ребенка. Такой подход выводит воспитанника на путь уверенности в себе и самостоятельности.

Монтессори-материалы — это развивающие игры и пособия, специально подобранные для ребенка. Они помогают создавать особую окружающую среду и способствуют раннему развитию и начальному образованию детей. Например, к таким материал относятся познавательные игрушки, в частности, танграмы. 

Каждый ребенок — личность

Каждый ребенок уникален и его следует уважать, как личность, избегать запретов, критики и наставлений. «Мы не уважаем детей, — писала доктор Монтессори. — Мы пытаемся заставить их следовать за нами, не обращая внимания на их особые потребности. Поэтому давайте относиться к ним со всей добротой, которую мы хотели бы помочь в них развить». 

Учеба в благоприятное время

В разные периоды развития детский мозг лучше впитывает одни знания и умения и словно бы отказывается принимать другие. Такие периоды доктор называла «сенситивными» (сензитивными) и сделала вывод: самый большой результат принесет обучение в благоприятный момент. 

Философия Монтессори построена на представлении о том, что все ребята обладают врожденным желанием учиться, но по-своему, в собственном темпе и в свое время. Поэтому основная роль воспитателя должна заключаться в том, чтобы взращивать это желание, уважая врожденные качества и индивидуальность каждого ребенка.

Простая иллюстрация: мы учимся ходить. Некоторые учатся в 9 месяцев, другие в 18 месяцев, но все достаточно быстро испытывают радость от этого первого шага. Суть в том, чтобы приобрести навык в нужное время , когда им можно овладеть с уверенностью и радостью.

Свобода в действиях, мышлении и чувствах 

Все это способствует развитию уверенности и самостоятельности. По методике, маленького человека нужно заинтересовать, а дальше он делает то, что ему интересно и в собственном темпе. Таким образом, мальчики и девочки «соревнуются» только с самими собой, самостоятельно, без понуканий, усваивают изученное в полном объеме и приобретают уверенность в собственных силах. Они могут и вправе ошибаться, и в итоге доходят до всего самостоятельно. 

Плюсы и минусы

Как и в любой педагогической системе, в этой также есть плюсы и минусы.

Плюсы

  • Отсутствие оценок от взрослых. Старшие говорят о своем отношении через чувства. Младшие учатся самостоятельно объективно оценивать то, что делают и не зависеть от чьей-либо оценки. 
  • Развитие самостоятельности — воспитанник не боится понукания или наказания, сам принимает решения и занимается просто потому, что ему интересно. 
  • Приучение к порядку и тому, чтобы доводить дело до конца. 
  • Приобретение навыков организации своего рабочего места и рационального использования окружающего пространства. 
  • Приобретение способности договариваться и уважать личное пространство друг друга. 

Минусы 

Несмотря на преимущества методики перед классическими способами воспитания и образования, несколько минусов все же можно найти. 

  • Недостаточное внимание формированию творческих навыков и развитию физической активности. 

Система Монтессори сосредоточена в первую очередь на развитии интеллекта. 

  • Отсутствие ролевых игр. 

В образовательных учреждениях Монтессори воспитанники учатся договариваться, но не играть вместе. Здесь каждый занимается самостоятельно. 

  • Учебная программа может показаться слишком свободной. 

В ней нет оценок и обязательной программы. Это гораздо менее структурированная программа, чем в обычном учебном заведении. Хотя лозунг «следовать за ребенком» вовсе не значит «позволить ему делать все, что он захочет». 

  • Слишком независимый склад ума. 

Воспитанники Монтессори вырастают со значительным чувством независимости и самостоятельности. Но при этом не всегда умеют работать в командах, да еще и при наличии жесткого руководства. В некоторых случаях это может помешать во взрослой жизни. 

Кому подойдет система Монтессори и когда начать?

В современную Россию методика доктора пришла только в 1990-е годы. Считается, что воспитанием малышей в духе Монтессори лучше заниматься прямо с рождения, а самый благоприятный возраст для начала занятий — до 6 лет.  

Сегодня такое образование можно получить в частных детских садах и школах. Или же обустроить монтессори-среду для ребенка дома и самому стать наставником. 

Подойдет при этом метод не всем. Лучше всего к системе адаптируются те ребята, кто

  • привык заниматься в своем ритме, любит индивидуальный подход, любознателен. 
  • обладает усидчивостью — таким будет легче, чем более активным детям. 
  • у кого нет проблем с социализацией — таким будет проще освоиться, чем тем ребятам, у кого есть сложности в общении с другими детьми.