Методика раннего развития Монтессори помогает воспитать в ребенке самостоятельность, раскрывает его индивидуальность, развивает таланты. При этом взрослые не принуждают и не давят «так надо, ты должен». Добиться этого можно как в специализированных центрах раннего развития, так и в домашних условиях. Давайте посмотрим, что же такое методика Монтессори. 

Кто такая Мария Монтессори

Доктор Мария Монтессори — детский педагог и одна из первых итальянских женщин-врачей рубежа XIX-XX веков. В начале своей карьеры Мария работала с ребятами с задержкой в развитии. Она занималась по собственной методике и результаты впечатляли: многие педагогически запущенные дети смогли сдать экзамены уровня обычных школ. 

В дальнейшем Мария занялась созданием обучающих групп для нормально развивающихся детей. Так появился «Дом детей», где обучались ребята от 2-х до 7-ми лет. Там доктор усовершенствовала свою методику. 

Суть системы Монтессори

В основе системы Монтессори лежит важный принцип: ребенок по возможности делает все сам. А задача взрослых — создать развивающую среду и позволить ребенку исследовать ее самому.  

При этом важно помнить еще одно правило: каждый ребенок — личность, которую нужно уважать, избегая запретов и наставлений.

На практике это значит что: 

  • взрослый человек узнает потребности и интересы малыша;
  • создает для него среду;
  • помогает ему в ней освоиться и развиваться, но держится в стороне.  

Делать все это следует с учетом сенситивных периодов в развитии детей. 

Что такое сенситивные периоды развития детей

Сенситивный (или сензитивный) с латыни переводится как  «чувствительный». Каждый ребенок в тот или иной период бывает «чувствителен», восприимчив к тому или иному типу деятельности. То есть, сенситивные периоды — время максимальных возможностей для развития тех или иных детских навыков или способностей. 

Проще говоря, сензитивный период — это когда ребенок легко, естественно учится каким-то определенным вещам.  И ему трудно или неинтересно, если время еще не пришло или упущено. Особенно активно малыши развиваются в самый первый год своей жизни. О том, как буквально с рождения начинать заниматься с ребенком, мы рассказываем в статье «Монтессори для детей до года».

Сенситивные периоды развития ребенка по Монтессори

Сенситивные периоды возрастного развития выделяют разные педагоги и психологи. В системе Монтессори они выглядят так.

  1. Период речевого развития (от 0 до 6 лет)

Осваивать речь младенцы начинают еще в утробе матери — они слышат ее голос, начинают отличать его от других звуков, улавливать настроение и интонации. Развитию речевых навыков по мере роста ребенка помогают игрушки: фигурки животных, муляжи фруктов и овощей, игрушечные домики и фермы, кукольная мебель. Также полезны тематические карточки, книги, пазлы — все материалы, которые помогают узнавать и усваивать новое. 

  1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)

В этот период малыша легче научить класть вещи на место и убирать за собой.  Замечали, как двухлетки тянутся помогать вам мыть посуду? В четыре года это желание пропадает, если его не поощрять. 

  1. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)

Это мы знаем, что пластилин мягкий, какое на вкус яблоко и как пахнет скошенная трава. Малышам все это еще только предстоит познать. И помогут им в этом игры, игрушки, различные монтессори-материалы. 

  1. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)

Умение лазать по лестницам, прыгать, кидать мяч — все это помогает укреплять крупную моторику и различные группы мышц.  Это время активного освоения детских площадок, горок, качелей. Пригодятся и различные развивающие тренажеры для дома или двора, например, радуга-качалка или треугольник Пиклер

О том, чем похожи и как отличаются друг от друга оба этих девайся читайте в статье «Треугольник Пиклера или арка-качалка: что выбрать?»

  1. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)

Про пользу развития мелкой моторики слышали, наверно, все. Мария Монтессори предлагала детям для этой цели пересыпать ложкой крупы, перекладывать фасолины, нанизывать бусины, складывать мозаику.  

  1. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)

В юном возрасте ребенок как губка впитывает все, что видит вокруг. Задача взрослого — показать, как правильно вести себя в обществе, что хорошо, а что плохо. Но слова родителей не должны расходится с делом. Хорошо учить «здороваться с тетей в лифте» или тому, что «обманывать плохо». Но если самим в это же время игнорировать соседей по лестничной клетке или просить сказать, что «мамы нет дома» — все усилия будут тщетны. 

Развивающая среда Монтессори у вас дома

Самый простой и доступный всем родителям способ создать развивающую среду Монтессори дома — дать сыну или дочери участвовать во всех домашних делах. Пусть моют посуду, помогают убирать в квартире, вытирать пролитую воду, ремонтируют, складывают на место игрушки, поливают цветы и ухаживают за домашними животными. Еще лучше, если при этом они будут использовать не игрушечные предметы, а подходящие по размеру настоящие. Задача взрослого все та же — не мешать, позволить ребенку проявлять самостоятельность.

Если же вы хотите создать подготовленную среду по Монтессори, то всегда держите в голове главный принцип этой педагогической системы: «Детей учит то, что их окружает». Исходя из этого организовывайте пространство в детской комнате. 

В классической игровой по Монтессори несколько разных зон: практической жизни, математическая, сенсорного развития, творческого развития, естествознания. Мебель подбирается по росту ребенка, игрушки и книги лежат так, чтобы их удобно было брать и класть на место. Подробнее о принципах организации детского пространства мы рассказываем в статье о том, как создать Монтессори среду дома.

В качестве примера развивающей мебели рекомендуем посмотреть на наш шкаф-домик Амстердам

Игрушки приобретают полезные, на развитие тех или иных навыков, основанные на реальной жизни. Мы подробно рассказываем об этом в статье о том, какие бывают игрушки Монтессори

Что дает система Монтессори детям?

У системы много плюсов, один из самых больших — дети учатся всему сами, без понуканий, напоминаний и обязаловки. При этом они могут ошибаться, но не пасуют перед трудностями и не теряют уверенности в своих силах. 

Другие плюсы системы раннего развития детей

  • Отсутствие оценок от взрослых. Младшие учатся сами объективно оценивать то, что делают и не зависеть от чьей-либо оценки. 
  • Развитие самостоятельности. Детсадовские малыши уже умеют сами стирать простые вещи, убрать за собой и организовывать рабочее место.
  • Умение доводить дело до конца. Воспитанные в духе Монтессори ребята наделены терпением и сосредоточенностью. 
  • Умение договариваться и уважать личное пространство друг друга. В классах Монтессори старшие дети берут шефство над младшими, при этом каждый занят своим делом и не мешает другому. 

Зачем в системе взрослые или наставники? 

Задача старших — создать монтессори-среду и ненавязчиво учить ею пользоваться. Выделим две самых важных функции взрослых: 

Показывать, как пользоваться монтессори-материалами. Чем лучше будет подача материала, тем лучше ребенок усвоит упражнение.  

Замечать новые увлечения детей. Хороший наставник видит, когда у ребенка просыпается интерес к какому-то навыку. Его задача в этом случае — организовать нужную среду, дать игры или карточки по теме, научить пользоваться. 

Важно: взрослый не высказывает своего мнения и не подталкивает к какому-либо ответу.  Ребенок сам приходит к решению. 

Минусы методики Монтессори

Несмотря на преимущества метода перед классическими способами воспитания и образования, несколько минусов все же можно найти. 

  • Недостаточное внимание формированию творческих навыков и развитию физической активности. 

Система сосредоточена в первую очередь на развитии интеллекта. 

  • Отсутствие ролевых игр

В образовательных учреждениях Монтессори воспитанники учатся договариваться, но не играть вместе. Здесь каждый занимается самостоятельно. 

  • Учебная программа может показаться слишком свободной

В ней нет оценок и обязательной программы. Это гораздо менее структурированная программа, чем в обычном учебном заведении. Хотя лозунг «следовать за ребенком» вовсе не значит «позволить ему делать все, что он захочет». 

  • Слишком независимый склад ума

Данный пункт может показаться странным, ведь, казалось бы, какие минусы в независимом складе ума? И воспитанники Монтессори действительно вырастают со значительным чувством независимости и самостоятельности. Но при этом не всегда умеют работать в командах, да еще и при наличии жесткого руководства. Это может помешать во взрослой жизни. 

Кому подойдет система Монтессори и когда начать?

Воспитанием в духе Монтессори лучше начать заниматься прямо с рождения и не позднее 6 лет.  

Сегодня такое образование можно получить в частных детских садах или частных  школах. Но обучение по системе все равно будет идти параллельно общеобразовательному процессу из-за стандартов российского образования. Заканчивается обучение по системе Монтессори в 10-12 лет. 

Подойдет при этом метод не всем. Лучше всего к системе раннего развития по Монтессори адаптируются те ребята, кто

  • привык заниматься в своем ритме, любит индивидуальный подход, любознателен. 
  • обладает усидчивостью — таким будет легче, чем более активным детям. 
  • легко сходится с людьми — им будет проще освоиться, чем тем ребятам, у кого есть сложности в общении с другими детьми. 

Где еще можно узнать про систему Монтессори? 

Если для вас важно понять суть методики Монтессори глубже, почитайте книги самой Марии или ее последователей. 

Например, о сензитивных периодах восприимчивости детей и о том, как важны первые шесть лет жизни ребенка рассказывает бестселлер — книга Марии Монтессори «Впитывающий разум ребенка». Методике раннего развития посвящен еще один труд итальянского педагога, книга «Мой метод»

У издательства «Эксмо» есть переводная серия книг зарубежных последователей Монтессори-движения под названием «Воспитываем по Монтессори». 

Для всех, кто интересуется методикой, будут полезны книги Тома Селдина, президента американского Фонда Монтессори. 

Также рекомендуем:

Международный институт монтессори-педагогики