Методика раннего развития детей до года предусматривает, что обучение ребенка — процесс естественный, и начинаться он должен с рождения. В статье посмотрим, как организовать развитие ребенка до года по методике Монтессори месяц за месяцем.
Особенности развития детей до года по системе Монтессори
Свои знания об окружающем мире младенцы до года получают бессознательно, из того, что видят, слышат, чувствуют на ощупь или осязают. Поэтому задача взрослых — помочь в познании мира, но без поучений и принуждений. Именно от этого и отталкивается методика Монтессори.
В первый год своей жизни дети растут и развиваются по-разному, поэтому сложно сделать разделение активностей по Монтессори по месяцам. Тем не менее, есть общие правила и советы и вы можете использовать данный список приблизительно, подстраивать его под своего ребенка, идти от самого простого к более сложному.
Методика Монтессори для грудничков с 0 до 3 месяцев
Развитие по Монтессори для малышей от 3 до 6 месяцев
Комплексное развитие по методике Монтессори с 6 до 9 месяцев
Применяем методику Монтессори для детей с 9 месяцев до года
Создаем полезную среду по Монтессори для детей до года
Методика Монтессори для грудничков с 0 до 3 месяцев
Новорожденный кроха только кажется способным лишь на то, чтобы плакать, кушать и спать. На самом деле, уже в этот, самый ранний период, идет его активное развитие.
Носим ребенка на руках
Есть мнение, что брать ребенка на руки по первому его требованию — поощрять его капризы и уж тем более это никак не поощряет развитие самостоятельности. На самом деле, пребывать на руках матери в первые месяцы своей жизни — базовая потребность младенца. Это значит, чувствовать себя в безопасности, ощущать свою ценность и значимость.
Быть на руках — значит быть рядом с мамой, пока она выполняет сотни интересных дел: чистит зубы, режет картошку в суп, идет по улице в магазин, сидит за компьютером. Такой ребенок видит, чувствует, осязает, слышит гораздо большее число образов, запахов, звуков, чем тот, кто целыми днями лежит один в кроватке, глядя в белый потолок или на одинаково гремящую игрушку.
Не беспокойтесь о том, что так малыш привыкнет к рукам и потом с них не слезет. Придет время, и в 8-10 месяцев он уже будет переходить на другие правила общения с окружающим миром. Конечно, в первые месяцы жизни носить младенца на руках бывает очень тяжело. Но, во-первых, не берите его против его воли, нравится ему лежать, махая по погремушке — пусть лежит. А для некоего облегчения ситуации можно использовать слинги.
Развиваем зрение
Груднички в первые месяцы своей жизни видят, словно в тумане. Острота зрения у них раз в 30 слабее, чем у взрослых. Одновременно с момента появления малыша на свет особенно активно развиваются те отделы мозга, которые отвечают за прием и обработку зрительной информации.
Старайтесь делать так, чтобы кроха чаще видел ваше лицо — младенцы способны более-менее четко различать лица с расстояния 30-40 см.
Используйте книжки с яркими иллюстрациями или распечатайте несколько картинок контрастных цветов, лучше черного и белого, и развесьте их на уровне глаз малыша.
Развиваем и тренируем слух
Уже с 3-4 недели груднички начинают более-менее отчетливо слышать звуки, различать голоса мамы и папы. При этом окружающий мир для них все еще неведом. Голос мамы или папы — лучший тренажер в данном случае.
Говорите, пойте колыбельные и просто песенки. Читайте стихи — это развивает чувство ритма и полезно для улучшения координации. При этом не важно, что вы читаете — Шекспира или Агнию Барто.
Купаем и растираем
Соприкосновение с водой — важный сенсорный опыт. Опускайте в воду постепенно, медленно перемещайте во ванне. Температура воды, конечно, должна быть комфортной.
К обычным растираниям рекомендуем добавить мягкие шарики — катайте их по спинке, но осторожно, не давите. Для массажа стоп подойдет крупа — рассыпьте ее и поставьте младенца на нее. Он рефлекторно начнет перебирать ножками.
Даем игрушки, которые можно хватать и сосать
Примерно в возрасте двух месяцев дети начинают учиться хватать предметы руками. Как раз самое время, чтобы предоставить им безопасную погремушку или игрушку для захвата.
Игрушки-прорезыватели и погремушки Монтессори обычно изготавливаются из натурального дерева, без токсичных красок и лаков: это особенно важно, поскольку малыши склонны тянуть в рот все, что смогут ухватить.
Используем мобили
Визуальные мобили можно использовать практически с первого дня жизни — они помогают тренировать зрение.
Мобили должны состоять из простых геометрических форм и цветов, которые можно легко оценить ограниченным зрением ребенка: самые первые будут черно-белыми, а затем в основных цветах.
Подвешивайте мобиль так, чтобы ребенок не мог дотянуться до него рукой. Оставляйте малыша полежать под ним, когда он бодр и в хорошем настроении. Обычно это происходит в течение короткого промежутка времени между едой и сном. Если ребенок потеряет интерес к одному мобилю — замените его другим.
Когда малыш начнет передвигаться и больше не будет проводит целый день, лежа на коврике, его интерес к мобилям начинает угасать. И это нормально.
Смотрим на себя в зеркало
Примерно ближе к 3-м месяцам, когда малыш уже научится переворачиваться и лежать на животике, у него начнут укрепляться мышцы шеи. С этого возраста уже можно давать ему возможность смотреть на себя в зеркало.
Малыши любят рассматривать лица, поэтому их обычно очень привлекает собственное отражение. Когда младенцы смотрят на свое изображение в зеркале, они осознают свое тело и движения, которые они совершают, иногда неосознанно.
Поместите безопасное зеркало в зоне спальни или игровой, постелите перед ним коврик для малыша. Для этой цели лучше использовать безопасные зеркала из акрилового пластика — позволяют свести к минимуму риск несчастных случаев в случае.
Развитие по Монтессори для малышей от 3 до 6 месяцев
Возраст с 3-х месяцев — период пробуждения активного интереса к окружающим вещам. Ребенок учится передавать предметы из одной руки в другую и целенаправленно ударять и хватать объекты, находящиеся в пределах досягаемости. Он уже может перевернуться на живот, чтобы дотянуться до объекта, привлекающего его внимание, а к 6 месяцам даже сесть. Значительно улучшается зрение.
Узнаем текстуры
Когда ребенок впервые сможет передвигаться по своему желанию или сидеть без посторонней помощи, мы можем познакомить его с его первыми сенсорными материалами. Занятие с текстурами может стать интересным с возраста 4-6 месяцев.
Давайте младенцу вещи из разных материалов (пластик, мех, дерево, ткань), с различными текстурами (мягкие, жесткие, шершавые, гладкие и т.п.), разной температуры (холодные, теплые). Можно сшить текстурный коврик, соединив несколько кусков ткани разной фактуры (как лоскутное одеяло).
Более простой вариант — сделать текстурную корзинку: вырезать несколько квадратов из разных материалов и поместить их в мягкую корзинку, чтобы малыш мог их потрогать и почувствовать различия между каждым видом ткани. Это могут быть кусочек шелка, тюля, трикотаж, вязаная ткань, плотная и грубая хлопчатобумажная ткань.
Следите, чтобы все используемые материалы должны быть натуральными и нетоксичными, поскольку дети этого возраста склонны все брать в рот.
Даем мобиль Гобби
Эту популярную монтессори-игрушку можно использовать с 3-4 месяцев, когда уже четче различаются цвета и оттенки. Высота подвеса — около 60 см, так лучше развивается пространственное зрение и понимание глубины пространства.
Развиваем умение запоминать и различать звуки
Для тренировки слуха есть множество интересных занятий. Например:
- Слушать звуки окружающего мира: музыку, шум дождя, пение птиц.
- Играть в угадайку. Познакомте малыша с различным музыкальными инструментами: колокольчиком, ксилофоном, бубном, погремушкой, барабаном, ложками, треугольником, трещотками, дудкой, гитарой, трубой и т. д. Пусть узнает их звучание. А потом предлагайте угадывать, что именно сейчас звучит.
Комплексное развитие по методике Монтессори с 6 до 9 месяцев
В возрасте от шести до девяти месяцев младенцы сидят и ползают на животе, стараясь передвигаться. Ближе к концу этого этапа они ползают на четвереньках, встают и некоторые даже делают первые шаги с поддержкой. Дети в этом возрасте уже обладают более высоким уровнем концентрации и способны выполнять задания посложнее.
Активно используем развивающие игрушки
- Вращающийся барабан. Улучшает координацию и мелкую моторику. Можно выбрать модель с зеркалом в одной из секций барабана.
- Коробочка постоянства. Дети до 1 года еще не знают, что если что-то исчезает из поля зрения, оно не пропадает совсем. Коробочка помогает это понять. Рекомендуем начать с самой простой коробочки, куда через отверстие падает шарик.
- Деревянные пазлы. Первая логическая игрушка. Отличное занятие, помогает развить координацию и контроль движений рук. Не важно, что в столь юном возрасте игрок не сможет собрать пазл. Сейчас главное просто освоить захват предметов и научиться их вытаскивать.
- Сортеры различной формы. Для возраста около года. Хорошо развивают слух, учат запоминать звуковые ассоциации, тренируют усидчивость, старательность, внимательность.
О том, чем лучше играть, читайте в нашей статье «Какие бывают развивающие игрушки Монтессори».
Приучаем детей к твердой пище
Малыши должны уже уметь самостоятельно сидеть в этому времени, чтобы не подавиться.
Метод заключается в том, что перед ребенком кладут полезные продукты. Прежде их нарезают на кусочки подходящего размера и формы, чтобы их можно было легко держать в маленьком кулачке или между большим и указательным пальцами. Они будут самостоятельно подносить еду ко рту и иметь возможность исследовать, сосать и грызть ее по своему желанию. Таким образом, дети решают, что они будут есть и в каком количестве.
Это могут быть различные продукты:
- Большинство фруктов: в начале легче употреблять, как правило, мягкие фрукты — спелые груши, киви или бананы.
- Мягкий сыр и тофу, нарезанные кубиками.
- Отварная морковь в форме длинных палочек или целых картофельных долек.
- Яичный омлет или полоски куриной грудки без костей, примерно 10 см в длину и 2 см в ширину.
- Отварные «деревья» из брокколи и цветной капусты, с достаточно длинным стеблем для использования в качестве ручки.
Можно предлагать полутвердые продукты, например йогурт, картофель или яблочное пюре: наполните ложку и оставьте ее перед ребенком, побуждая его положить ее в рот.
Некоторые продукты не рекомендуется употреблять, так как они могут вызвать аллергию или удушье: арахис, грецкие орехи, фисташки и т.п. Виноградины, помидоры или другие продукты сферической формы лучше резать на несколько частей, чтобы не подавиться.
Применяем методику Монтессори для детей с 9 месяцев до года
К этому периоду уже есть умение сидеть и уверенно брать вещи в ручки. Поэтому нужно активнее предлагать что-нибудь познавательное.
- Рисование. Заниматься рисованием можно пальчиками, кисточку до двух лет давать не рекомендуется. Краски берите съедобные — например, добавьте в творожок томатную пасту, шпинат, сок свеклы.
- Сенсорная коробочка. Можно сделать самим, добавив в нее фантики, листики, цветную бумагу, фольгу, листики и т.п. Конечно, играйте под присмотром взрослого, потому что дети все тянут в рот.
- Тактильный коврик. Обычно сделан из разных на ощупь материалов и раскрашен в яркие цвета. Помогает научиться различать текстуру, а рисунки на нем — познакомиться с животными, морскими обитателями и т. д. Выбирайте коврик из натуральных материалов, чтобы он был безопасным.
Создаем полезную среду по Монтессори для детей до года
Особая среда — один из принципов методики. Об основах организации такого пространства мы рассказываем в статье «Как создать Монтессори среду дома».
Главный принцип: в отличие от обычной детской, обставленной с точки зрения родителей, детская по Монтессори создается с точки зрения ребенка. Это гибкое пространство, которое растет и меняется вместе с юным жильцом. Вам потребуются (не сразу, а постепенно, по мере роста малыша):
- Напольная кровать.
- Фото или картины на уровне глаз ребенка.
- Коврик для игры на полу. Лучше однотонный — так легче сосредоточиться на предметах на нем.
- Низкое зеркало.
- Невысокая полка, чтобы разместить игрушки или книги.
- Низкие стол и стульчик для игр и творчества.
- Растущий стул — с ним удобно есть за одним столом со взрослыми.
- Треугольник Пиклера и другие тренажеры для улучшения крупной моторики, координации движений, силы и выносливости.
Читайте также о том, что такое треугольник Пиклер.
Не подходите к обустройству комнаты слишком дотошно, покупая дорогую мебель и продумывая каждый сантиметр пространства. Действуйте постепенно. Вчера у вас была только стандартная кроватка с бортиками, завтра вы приобретаете матрас и днем малыш уже может спать на низкой кроватке. Вчера новорожденный играл с подвесными погремушками, лежа на спине , а уже завтра вы усадите сына за столик и дадите в руки первый пазл.
И тут нужно поговорить о безопасном пространстве.
Заботимся о безопасности
Посмотрите на дом глазами маленького жильца, который все тянет в рот, сует пальчики, куда не нужно и не понимает, что на свете есть острые углы. Оцените, насколько безопасно ему передвигаться по дому и уберите или закройте то, что вызывает подозрения.
- Закройте розетки и кабели. Поставьте на розетки заглушки, свяжите кабели хомутами или уберите в короб, спрячьте за мебелью.
- Закрепите мебель. Зафиксируйте все, что вызывает подозрение, начиная от журнального столика, открытых ящиков стола и заканчивая подставкой под телевизор и сам телевизор.
- Закройте острые углы. Купите специальные накладки на края столов, мягкие бортики для полок или тумбочек.
- Поставьте замки на окна. Вы, конечно, знаете, что окна закрыты. Но у вашего дитя всегда найдется вариант, как их открыть.
- Поднимите шторы. Чтобы их нельзя было потянуть, вставая.
- Уберите мелкие и средние предметы из зоны, где их можно достать. Сюда относится все — от пуговиц и винтиков до ваз и растений в горшках.
- Спрячьте опасные жидкости. Здесь речь об алкоголе, уксусе, жидкостях для мытья посуды, чистящих средствах и даже миске с кошачьим кормом.
Малыши удивительно способны, и за свой первый год жизни проходят огромный путь. Развитие до 1 года по методике Монтессори помогает максимально эффективно задействовать их способности буквально с рождения. Применяйте ее осознанно, и вы сами удивитесь, как вас впечатлят результаты.
Приглашаем также заглянуть в наш каталог товаров — там можно подобрать интересную мебель для творчества и здорового роста детей. Если чего-то нет, но есть идеи — свяжитесь с нами по телефонам +7 495 975-96-00 или +7 953 373-91-96 и расскажите о своих пожеланиях.